Saturday, 20 04 2024
Saturday, 20 04 2024
Мы должны обеспечить безопасность жизни людей по обе стороны границы. Пашинян
Есть силы, которые хотят, чтобы государственность РА развивалась по логике форпоста. Пашинян
Готовимся де-юре обосновать тот факт, что Арцвашен — часть Армении. премьер- министр
Главы пограничных служб РА и АР должны договориться, как осуществлять службу. Пашинян
Пашинян: если в процессе демаркации возникнут проблемы с некоторыми домами, государство построит новые
Пашинян: недавнее соглашение между Арменией и Азербайджаном снизило риски на границе
Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров. Пашинян
В очередной день ЧЕ по боксу у Армении 4 представителя
Плохая новость: русские просто так не уйдут… Их цель — «коридор»
Премьер-министр по приглашению учащихся средней школы Зара присутствовал на спектакле “Царь Пап”
Нам сообщили, что договоренности между Арменией и Азербайджаном основаны на международных границах: посол Ирана
Католикос Великого Дома Киликийского Арам I принял экс-прокурора МУС Луиса Морено Окампо
“Гардман-Ширван-Нахиджеван” приветствует заявление “Большой семерки” относительно Азербайджана и Армении
Гимнаст Ваагн Давтян получил квалификацию на летние Олимпийские игры в Париже
Айказ Насибян назначен генеральным секретарем министерства экономики Республики Армения
Эр-Рияд и Ереван разработают «дорожную карту» по установлению дипломатических отношений: интервью главы МИД Армении
Автодорога Степанцминда-Ларс закрыта для всех типов транспортных средств
На земле будут воспроизведены межгосударственные границы, существовавшие на момент распада СССР: Егоян
12:54
Скончался первый российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров
Впервые появляется практическая возможность иметь государственную границу между Арменией и Азербайджаном: Ованнисян
12:16
В результате обстрела Днепропетровской области Украины погибли 9 человек, среди них трое детей
Весь процесс делимитации границы между Арменией и Азербайджаном будет основан на Алма-Атинской декларации: Ханданян
Ильхам Алиев встретится в Москве с Владимиром Путиным
Четкая фиксация границы станет легитимным фактором в защите территориальной целостности Армении: Конджорян
Олаф Шольц в Берлине проведет переговоры с Алиевым
Ереван приветствует заявление глав внешнеполитических ведомств стран G7: глава МИД Армении
Страны G7 призвали Армению и Азербайджан к достижению прочного мира
Если Азербайджан не представлял угрозы, то почему армяне НК покинули свою историческую родину: Шон Мерфи в суде ООН
Впервые между Арменией и Азербайджаном, на участке четырех сел, будет демаркированная государственная граница: Аппарат премьер-министра
Армения и Азербайджан предварительно согласовали делимитацию отдельных участков линии границы

Алиев пойдет на компромиссы с Ереваном: несомненно, есть определенный план: Станислав Тарасов

Российское информагентство РИА Новости опубликовало интервью с президентом Армении, в ходе которого Серж Саргсян, в числе других вопросов, говорил о процессе поставок Россией российского оружия армянским Вооруженным силам. Президент заявил, что Армения и Россия до конца этого года доведут до конца выполнение кредитного соглашения, подписанного два года назад. По этому соглашению Россия предоставляет Армении кредит на сумму 200 млн долларов для финансирования поставок оружия, и в ближайшие дни, как сообщил Серж Саргсян, мы ожидаем поставки новой партии оружия. Россия вскоре предоставит армянской стороне и новый военный кредит, на сей раз в размере 100 млн долларов, и соответствующее соглашение уже подписано в Ереване, но поставки начнутся только после ратификации документа и после прохождения определенной процедуры. В этом случае, однако, нас больше интересует не военная, а политическая сторона вопроса, какой посыл содержится в этом заявлении президента Армении, какие проблемы он пытался этим решить в политическом и экономическом смыслах, используя платформу авторитетного российского средства массовой информации, и насколько это связано с событиями, происходящими вокруг Армении?

Об этом Первый Информационный побеседовал с экспертом по вопросам Ближнего Востока и Кавказа Станиславом Тарасовым.

– Господин Тарасов, как мы должны оценивать это заявление в контексте региональных процессов? Можем мы это считать реакцией на последние события, которые, кажется, не столь благоприятны для нас?

– Я понимаю, что вы имеете в виду, но меня беспокоит тот факт, что армянские политики негативно восприняли открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Они представляют его как поражение Армении, как вывод Армении из транспортных коммуникаций и так далее. Но изначально было понятно, что Армения не будет участвовать в проекте. Во-вторых, чем больше Азербайджан строит коридоры минуя Армению, тем больше он консервирует ситуацию. Они инвестировали 10 миллиардов долларов в этот проект. Это означает, что они не собираются вступать в войну, кто им позволит воевать, дестабилизировать ситуацию, учитывая тот факт, что Армения является членом ОДКБ? Так или иначе, осуществляются поставки оружия в Армению, сохраняется военный баланс. Кто позволит Алиеву начать эту войну? Армения должна бы позитивно оценивать это сообщение, которое, кстати, имеет геополитический характер и пока не имеет никакой экономической эффективности. Во-вторых, Баку, Анкара и Тбилиси блефуют: сначала они заявляли, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс является составной частью «Шелкового пути» Китая, но представитель Китая не присутствовал на открытии железной дороги. Почему его там не было? Потому что, когда первый поезд отправился через Казахстан в Азербайджан, Грузию, оттуда дорога до Стамбула продолжилась на пароме, и китайцы посчитали этот путь не выгодным для них. В настоящее время они разрабатывают проект по строительству дороги через Казахстан в Россию. Таким образом, нет китайского проекта, Китай не вложил средства в этот проект.

Другое обстоятельство заключается в том, что президенты России, Азербайджана и Ирана встречаются в Тегеране, чтобы обсудить строительство новых транспортных маршрутов, новых коммуникаций, но речь не о «Шелковом пути», а об Индии, а Индия и «Шелковый путь» — это совершенно разные проекты.

Наконец, коридор Баку-Тбилиси-Карс не может быть перспективным, поскольку он проходит по зоне геополитической неустойчивости. Война в Сирии продолжается, нестабильная обстановка вокруг Курдистана, в восточных вилайетах Турции идет гражданская война, и ситуация в Иране неоднозначна. В таких нестабильных регионах не создаются транспортные коридоры, и не случайно Китай не вложил денег.

Здесь есть более важный вопрос: не случайно ли, что Алиев начал ускорять открытие железной дороги? Я думаю, что Алиев пойдет на компромисс с Ереваном, чтобы сохранить стабильность в регионе и отработать полученные деньги. Не случайно президент Саргсян заявил, что готов снова встретиться с Алиевым. О чем они говорят на этих встречах? Нет сомнений в том, что есть определенный проект, и мы сомневаемся, что речь идет о возвращении каких-то районов Азербайджану, взамен на признание особого статуса Карабаха. В крайнем случае, если Азербайджан не признает независимость Нагорного Карабаха, вполне вероятно, что они начнут поддерживать проект «миацума» (присоединения), воссоединения Карабаха с Арменией или, наоборот, официально признают статус Карабаха в соответствии с Мадридскими принципами. Азербайджан теперь разыгрывает поддельную карту «Шелкового пути». Это, конечно, меняет ситуацию в регионе, но в каком направлении оно меняется? Мы считаем, что это консервирует ситуацию, консервирует статус-кво, вероятность войны снижается. Из этого исходит логический вывод, что в новых условиях следует искать новые решения. Необходимо активизировать грузинское направление, расширить границы в масштабах Евразийского экономического союза и в масштабах ОДКБ.

Что касается временных поставок оружия, соглашений, то Азербайджан просто «доят, как корову», и Россия, и Беларусь, и Израиль «доят» его. В Азербайджане есть большой запас нефтедолларов, и эти страны продают им оружие, но с кем он будет воевать? С Арменией он воевать не будет.

– По вашим оценкам, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс может считаться вызовом или риском для Армении?

– На самом деле это выгодно для нас, потому что, если нам придется вводить танки в восточные вилайеты Турции, то дороги уже построены. Они построили для нас.

– Говоря «для нас», вы имеет в виду Армению и Россию?

– Да, конечно, Россию. Если у них есть деньги, пусть они построят, а использовать дороги будем мы.

– Тем не менее, можем мы вышеуказанное заявление Сержа Саргсяна считать его реакцией на все эти процессы, по крайней мере, попыткой свести к минимуму информационные риски, информационное и психологическое влияние действий Турции и Азербайджана, заявить, что мы, в свою очередь, развиваем нашу страну, вооружаем нашу армию?

– Проблема в том, что представление Армении о целях и задачах российской дипломатии в регионе несколько отличаются. Армения, конечно же, защищает свои национальные интересы, Армения хочет подчеркнуть свое особое положение в Евразийском союзе и ОДКБ. Взгляд России иной. Россия дифференцированно рассматривает эти вопросы, конечно, имея в виду, конечно, и интересы Армении. Мы играем на Ближнем Востоке дифференцировано. Все думают, что Россия традиционно движется вперед с севера, но теперь мы заходим с юга. В этом принципиальное разница. А что происходит на юге? В Ираке дестабилизация из-за курдского вопроса, военные операции в Сирии продолжаются, ситуация в Турции чрезвычайно тяжеля, и турки теперь хотят продемонстрировать какие-то свои победы, достижения. Эрдоган отправился в Баку и еще раз заявил: «Одна нация, два государства», что турки и азербайджанцы – братья, но проблема в том, что никто не позволит им соединиться. Они просто консервируют ситуацию, просто проблема в том, что пока не все фигуры расставлены на шахматной доске, чтобы началась большая игра. А Россия, как союзник Армении по ОДКБ, выступает роли гаранта сохранения территориальной целостности и безопасности Армении. Нет сомнения, что это так, и в регионе нет государства, которое могло бы поставить под сомнение этот факт. Есть технические нюансы, нужно развивать экономическое сотрудничество между Россией и Арменией, менять модель экономики. Одно дело – олигархический капитализм, как в России и Армении, а другое – свободная экономика.

– Насколько я понимаю, вы связываете все эти региональные события с процессом карабахского урегулирования?

– Конечно, там идет война. Как вы можете построить дом, если одна из стен находится в болоте? Но повторяю: Азербайджан просто доят, принимая нефтяные доллары. Может быть, это звучит очень цинично, но это правда. А Армению, армян не загоняют в угол. Армянская армия достаточно боеспособна в том смысле, что она способна отражать атаки. Вопрос заключается в том, как решить главную проблему, потому что все, что происходит вокруг Армении и Азербайджана, связано с карабахской проблемой. Это главная проблема. Она сковывает возможности как Азербайджана, так и Армении. Как можно договориться? Если Азербайджан будет дальновидным, то он пойдет на признание Карабаха.

– В этом контексте как вы прокомментируете последнее заявление президента Армении, что «решение арцахской проблемы будет болезненным»?

– Переговоры проводятся более 20 лет. Почему Нагорный Карабах вывели из переговорного процесса? Кочарян в свое время вывел карабахскую сторону из переговорного процесса. Теперь второе обстоятельство: после Апрельской войны весь мир понял, что Азербайджан является агрессором, и Азербайджан заинтересован в возобновлении переговоров. Почему президент Саргсян в этих условиях пошел на уступки и не заявил, что формат переговоров двух президентов исчерпан, введите в игру Степанакерт, пусть Степанакерт примет участие в переговорах в качестве стороны в конфликте? Но Армения не поднимает такой вопрос, препятствие в Армении. Почему они не привлекают Степанакерт к дипломатии? Пусть Степанакерт отстаивает свою позицию, а затем вы между собой решите, как решить проблему – независимость или присоединение. Они считают, что Ереван лучше защитит интересы Нагорного Карабаха. Отсутствует тактическая гибкость. В такой ситуации все замораживается.  Армения ожидает, что ей будет все подано на блюдечке.  Фактически, сохранение нестабильности выгодно для внешних игроков, потому что из-за этого сковываются возможности Азербайджана и Армении, и кроме того, на Ближнем Востоке нестабильная ситуация, и Армения и Азербайджан в этой ситуации превращаются в зону Большого Ближнего Востока, с признаками дестабилизации. Это означает, что, когда в этом регионе будет создаваться новый миропорядок, карабахская проблема также будет решена иначе. Партия только началась.

Հեղինակներ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
ԳՈՀԱՐ ՀԱՅՐԱՊԵՏՅԱՆ
Արթուր Աղաբեկյան
Արթուր Աղաբեկյան
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
ՎՈԼՈԴՅԱ ՄՈՒՇԵՂՅԱՆ
Դավիթ Գրիգորյան
Դավիթ Գրիգորյան
Категории
Ուղիղ
Новости
Поиск